Навигация по сайтуНавигация по сайту

Аденокарцинома предстательной железы

Аденокарциома предстательной железы расценивается как одна из наиболее частых форм рака у человека. За последние 20 лет заболеваемость этой формой рака во многих странах мира сильно возросла (например, в США она увеличилась в 2,5 раза). В настоящее время рак простаты занимает четвертое место в структуре онкологической заболеваемости мужчин в России и первое место — в США. Следует иметь в виду многочисленные случаи латентного рака предстательной железы у лиц старше 70 лет, регистрируемые при аутопсиях. Смертность от этого заболевания имеет заметные географические различия: в Японии — 3 человека, в экваториальных странах — около 5, в Швейцарии и Норвегии — 21—24 человека на 100 000. Чаще всего болезнь клинически диагностируется на шестом-восьмом десятилетиях жизни.

Отмечено двукратное увеличение риска для развития этого заболевания у мужчины, отец которого перенес рак простаты, и 5—10-кратное увеличение, если этой болезнью страдал также родной брат отца. В таких семьях найдена аберрация генома lq24-25. Обсуждается этиологическая роль вирусов; вируса простого герпеса (тип 2), цитомегаловируса, РНК-содержащих вирусов. Профессиональные контакты с компонентами резинового, текстильного и других производств, а также с радиацией признаны в качестве существенного фактора риска. Сюда же относится постоянный контакт с кадмием, поскольку кадмий — ингибитор метаболизма цинка, который играет большую роль в функции ацинусов простаты. Наибольшее значение в этиологии рака предстательной железы придается дисгормональным изменениям. При этом содержание сывороточных андрогенов не имеет диагностического значения; в раковой ткани повышается концентрация тестостерона, дигидротестостерона и андростендиона; отношение эстрон/андростерон (в моче) может быть увеличено.

Важно отметить, что рак простаты на начальных этапах роста способен в течение длительного времени развиваться латентно. Так, к моменту диагностики примерно у 10 % больных этот рак имеет микроскопический характер и обнаруживается в биоптатах, у 30 % он занимает уже некий макроскопический объем, выявляемый клинически, а у 50 % процесс, как правило, поражает большую часть органа и сопровождается лимфогенными метастазами (паховые, шейные и подмышечные лимфатические узлы) и у 10 % лиц обнаруживается инвазивная опухоль с дистантными лимфогенными метастазами, нарастающими болями в тазовой области, сдавлением шейки мочевого пузыря и/или прямой кишки, гематурией и др. По мере прогрессии развиваются гематогенные метастатические поражения скелета, инвазия в органы тазовой области. У большинства больных рак простаты — гормоночувствительная опухоль. Широкое применение гормональной терапии привело к большим колебаниям в отдаленных результатах наблюдения.

Однако, помимо наличия или отсутствия метастазов, по-прежнему одним из ведущих прогностических показателей при этом заболевании является уровень местного распространения процесса: в пределах органа (стадия Т2) или за его пределами. Как и при ДГП, в раннем распознавании рака простаты большую роль играет сочетанное применение пальцевого ректального исследования, теста на оПСА с оценкой отношения свободного и общего ПСА или нахождением относительного количества свободного ПСА (соотношение обычно меньше 0,15, а количество свободного ПСА меньше 25 %) и трансректального ультразвукового исследования предстательной железы. Однако наиболее надежным способом первоначальной предоперационной диагностики указанного вида рака является гистологическое исследование, производимое (по показаниям) вначале при мультифокальной пункционной биопсии, а затем простатэктомии.

Макроскопический осмотр предстательной железы, полученного после радикальной простатэктомии, целесообразно начинать с исследования его объема в трех измерениях и взвешивания. Затем перед фиксацией обычным формалином рекомендуется: провести маркировку анатомических отделов простаты чернилами или сходным красителем; ненадолго поместить препарат в раствор Буэна для закрепления красителя; по возможности, ввести зонд в простатическую часть уретры; параллельно уретре рассечь удаленный орган на дольки шириной 0,5—1 см, положить между ними вату и поместить препарат в формалин на 12—18 ч. Примерно 70—75 % всех аденокарцином простаты локализуются в периферической зоне органа, 15—20 % — в транзиторной зоне и 5—15 % в центральной зоне. И топографическое положение, и величина очагов поражения имеют диагностическое значение. При больших объемах опухоли определить зону начального роста не удается, однако отметим, что рак, исходящий из транзиторной зоны, редко достигает большого объема.

В 10—50 % наблюдений аденокарцинома простаты обладает многоочаговым характером роста. Как правило, общий объем поражения коррелирует с уровнями инвазии и метастазирования опухоли, частотой рецидивов, а также показателями выживаемости больных. Клинически латентная аденокарцинома простаты, случайно выявляемая на вскрытии, как правило, не достигает объема в 1 см3. Однако подавляющее большинство клинически распознанных раков выходят за пределы 0,5 см1. При этом опухоли крупнее 5 см1 обычно сопровождаются метастазами и нередко поражением семенных пузырьков. Считается, что диагностически надежные сдвиги показателей как оПСА, так и отношения свободного и общего ПСА (см. выше) появляются по достижении раковой опухолью объема в 1,5— 1,7 см.

Лишь в 60—65 % случаев аденокарциномы простаты, диагностированной гистологически после радикальной простатэктомии, определяется характерная макроскопическая картина. Подавляющее большинство таких случаев представляют собой далеко зашедший процесс: у 70—93 % лиц — это опухоль, распространяющаяся за пределы органа, в частности в семенные пузырьки. В то же время оккультная аденокарцинома, случайно выявляемая при вскрытии трупов старых мужчин, проявляется макроскопически лишь в одном из 23 гистологически верифицированных Наблюдений. В любом случае раковый узел менее 0,5 см диаметром, как правило, визуально не обнаруживается. Многоочаговый характер роста аденокарциномы простаты определяется макроскопически в 10—20 % наблюдений. Раковая опухоль, локализуясь обычно в периферической, т. е. заднебоковой или задней, зоне органа, часто под капсулой, представляет собой умеренно плотный, беловато-серый или желтоватый, иногда буроватый узел (либо узлы), имеющий губчатое строение и нередко содержащий мелкие кисты - Границы узла, особенно небольшого, зачастую размыты.

Для успешной гистологической верификации уровня распространения процесса следует, по возможности, вырезать большое количество кусочков, особенно из краевых зон опухоли. Еще лучше на специальном микротоме делать ступенчатые кристеллеровские срезы (т. е. срезы через поперечник всего удаленного материала).
Опубликовано: 15.03.2016 в 16:11

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: