Гермафродитизм
Отдельную группу больных составляют дети с нарушением половой дифференцировки, при которой в строении наружных половых органов имеются черты двуполости (т. е. присутствуют одновременно элементы как мужской, так и женской половой системы), так называемые больные с гермафродитизмом (рис. 1).
Рис. 1. Наружные половые органы больного с одной из форм гермафродитизма. Одновременно с половым членом имеется рудиментарное влагалище
У таких мальчиков могут обнаруживаться дериваты женской половой системы:
- маточные трубы,
- матка,
- влагалище
- бисексуальные наружные гениталии.
Это патология редкая, неоднородная по своему составу, трудная для диагностики и лечения, и в этой книге нет смысла подробно о ней говорить.
Нормально сформированные половые органы еще не означают, что мальчик превратился в нормального мужчину.
Правильная анатомия должна быть дополнена мужскими психологическими характеристиками. Наличие в зародыше, в его генетическом наборе У-хромосомы еще не означает, что он разовьется в психосексуально правильно сформированную личность мужского пола. Понятие "пол" не такое простое, как может показать-
ся на первый взгляд. Помимо генетического, еще существует пол гонадный, гормональный, анатомический, зависящий от того, какие половые железы разовьются у эмбриона, как они будут функционировать и какой внешний вид приобретут гениталии. А кроме этого еще выделяют пол гражданский (пол ребенка, записанный в документах), психический (в каком поле себя ощущает индивид), пол социальный (пол воспитания). При гермафродитизме бывают случаи, когда человек мужского генетического пола на основании женских наружных половых органов регистрируется в другом поле, получает паспорт как женщина, но психически относит себя к мужскому полу. При этом, когда в таких или подобных случаях при рождении ребенка консилиум врачей решает, в каком поле зарегистрировать, воспитывать и лечить малыша, в последнюю очередь обращают внимание на его хромосомный пол. Определяющим моментом является возможность коррекции наружных половых органов.
Гермафродит (Лувр)
Рис. 2. Гермафродит (Лувр)
В греческой мифологии гермафродитом назывался сын Гермеса и Афродиты, соединенный богами с нимфой Салмакидой так, что тела их образовали одно целое (рис. 2).
В дальнейшем, если мальчика воспитывают как девочку и он получает соответствующее гормональное лечение, он ощущает себя в женском поле с вытекающим отсюда женским полоролевым поведением. Ребенок выбирает девичьи игры, формируются женские черты характера, развивается половое влечение к мужскому полу. Однако такое превращение одного пола в другой возможно только в самом раннем детстве, пока у ребенка не сформировалось представление о своей половой принадлежности. Это обычно происходит к 3 годам. Первое время малыш определяет свою половую принадлежность по способу мочеиспускания (мальчики писают стоя, а девочки — сидя), не соотнося с анатомическими различиями и считая возможным изменить свой пол. К 4 годам ребенок уже точно различает пол окружающих детей по внешним атрибутам пола: отличие в одежде, игрушках и т. д. Наступает период "полового" изучения себя и окружающего мира. В это время для детей характерны игры с разлеванием, игра в "доктора", изучение своих гениталий и интерес к наружным половым органам другого пола. Постепенно у ребенка накапливаются в доступной ему форме данные о строении амужского и женского организма, беременности, родах, половой жизни. К 6—7 годам ребенок уже понимает, что он останется мальчиком или девочкой на всю жизнь, точно осознает свой пол, знает полоролевые и анатомические особенности каждого пола. В подростковом периоде формируется психосексуальная ориентация подростка. Она во многом обусловлена гормональным фоном, но в значительной мере сексуальные интересы определяются половым воспитанием и окружающей средой.
До сих пор до конца не ясно, как формируется половое сознание ребенка. Существуют только теории такого становления. Возможно, ребенок бессознательно имитирует поведение взрослого человека своего пола, прежде всего родителей.
Постепенно такое поведение закрепляется в сознании. По другой теории, самоосознание ребенка в своем поле осуществляется путем социального обучения родителями и окружающими людьми. Начинается все с выбора имени. Ребенок одевается в соответствии с его полом, ему покупаются соответствующие игрушки.
Родители постоянно поощряют поведение, характерное для его пола, и негативно реагируют на не соответствующие полу действия: - "мальчики не плачут",
- "не играют в куклы",
- "девочки не дерутся".
Такое поощрение и осуждение ведет к тому, что ребенок старается вести себя "как надо", что постепенно закрепляется и формируется в устойчивое полоролевое поведение, характерное для данного пола.
Однако, на наш взгляд, такие и подобные им теории описывают только часть механизма психосексуального развития ребенка. Мы знаем из жизни, что уже у 5—6-месячных детей обнаруживаются поведенческие признаки того или иного пола. А если провести аналогию с животным миром, то ущербность таких теорий становится очевидной. По-видимому, генетический набор и, что еще более важно, гормональный фон являются существенными компонентами полового развития.
При всем том не следует забывать, что человек — существо социальное, а следовательно, воспитание и воздействие окружающего социума играет первостепенную роль в формировании
полоролевого поведения.
Детская сексология как наука только начинает развиваться. В основном сведения о детской сексуальности получают при сборе анамнеза у взрослых больных с половыми отклонениями. В то же время в практике врача-андролога нередко встречаются дети и подростки с различными формами сексуальных отклонений.